Рейтинг@Mail.ru

Потребители возмущены массовыми нарушениями своих прав

Оставить заявку на экспертизу

Потребители возмущены массовыми нарушениями своих правКоллегия Счетной палаты РФ всерьез обеспокоена возросшим количеством жалоб потребителей, связанных с нарушением их прав. В результате ряда последних территориальных проверок было выяснено, что граждане стали значительно чаще обращаться в Роспотребнадзор за помощью в защите их прав – количество обращений возросло (по сравнению с предыдущими годами) на 40%! И это не удивительно – ведь количество нарушений прав потребителей увеличилось более чем на 17%. Причем, эти цифры нельзя объяснить количеством проведенных проверок – оно осталось тем же, что и в предыдущие разы.

От лица всей коллегии ее председатель Сергей Степашин высказал предположение относительно причин несоблюдения прав потребителей. По его словам, виноваты во всем нормативные правовые акты, не отличающиеся совершенством. Так как их не всегда можно истолковать однозначно (бывает неясно, какие из ситуаций должны быть урегулированы государством, а какие нет, как в случае с добровольным пенсионным страхованием), права потребителей не могут быть полностью защищены законом. Недочетом является и отсутствие точного списка правил, необходимых для регулирования продажи отдельных товаров и выполнения работ. Также, совершенно необходимы органы, которые смогут взять на себя ответственность за разработку и принятие различных видов услуг. Официальный сайт Счетной палаты предоставляет информацию об эффективности действий Роспотребнадзора.

Согласно изложенному на сайте мнению, качественность и результативность работы Роспотребнадзора напрямую зависит от деятельности всех органов, отвечающих за защиту прав потребителей (это и социальные организации потребителей, и органы местного самоуправления, и органы исполнительной власти различных регионов). Только слаженная работа всей системы может дать хорошие результаты и в полной мере защитить потребительские права граждан. Согласно результатам проведенного аудита, вопреки ожиданиям, использование средств федерального бюджета не дало почти никаких результатов: на федеральном уровне защита прав потребителей как отсутствовала, так и отсутствует. Слишком много свободы получили региональные органы: они могут помогать потребителям в разрешении их проблем, а могут и не помогать. Органы местного самоуправления так же лишь вправе помочь, об обязанностях не идет и речи.

Почти то же самое можно сказать и о социальных организациях: они могут оказать помощь, но лишь за определенную плату. К тому же, их деятельность недостаточно урегулирована. Коллегия Счетной палаты обещала приложить все усилия к улучшению качества контроля над соблюдением прав потребителя. С этой целью правительству РФ и Роспотребнадзору были направлены информационные письма, описывающие ситуацию. Еще одно письмо было отправлено в палату Федерального собрания – оно содержит неутешительную информацию о результатах территориальных проверок. Председатель Сергей Степашин выразил искреннюю надежду на то, что будут приняты все необходимые меры, и права потребителя будут полностью защищены.

Действительно, остается лишь надеяться на помощь вышестоящих органов. Пока органы системы, отвечающей за защиту прав потребителя, будут свободны в своих решениях, врядли кто-то будет помогать гражданам (по крайней мере, без определенного гонорара с их стороны). Для эффективной и плодотворной работы этой системы необходимо наложение на нее обязанностей, а не только прав. Лишь в этом случае нарушение прав потребителей может уменьшиться, и, как следствие, постепенно сойдет на нет и поток жалоб недовольных граждан.



НУЖНА ПОМОЩЬ?

 
Заказать консультацию

Лицензии и сертификаты

x

Обратный звонок

Имя *
Телефон *