Рейтинг@Mail.ru

15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей

Оставить заявку на экспертизу

15 марта - Всемирный день защиты прав потребителей15 марта 1983 года ООн принимает решение отмечать Всемирный день прав потребителя. Россия начала отмечать этот день с 1996 года после того, как стала членом Всемирной организации союзов потребителей. Каждый год проходит под разными девизами, в этом году был принят лозунг «Consumer Justice Now!», что значит «Потребительское правосудие сегодня!»,  и призывает он совершенствовать механизмы защиты потребителей.

История защиты прав потребителей начинается в далеком 1775 году, с момента, когда была зафиксирована первая жалоба потребителей в Массачусетсе (США). Тогда несколько недобросовестных продавцов были уличены в продаже некачественных пищевых продуктов и приговорены к позорному столбу.
В 1890 году, в США принимают Закон Шермана, который начал формирование законодательной базы для защиты интересов потребителей. 15 марта 1962 года в конгрессе США выступил 35-й президент США Джон Кеннеди, в своем выступлении он впервые определил понятие «потребитель» и рассказал о его основных правах, а именно – право на выбор, право на информацию, право на безопасность и право быть услышанным.

Подкрепили эти права во Всемирной организации союзов потребителей, созданной в 60-х годах в Нидерландах как независимое неполитическое некоммерческое объединение потребителей со всего мира. Организация внесла в Кодекс потребителя четыре постулата – право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на здоровую окружающую среду и право на удовлетворение базовых потребностей.

В 1973 году Евросоюз на 25 сессии Консультативной ассамблеи принял Хартию защиты прав потребителей.
В апреле 1985 года Генеральная ассамблея ООН приняла Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, основным принципом которых стало признание потребителя в качестве самой незащищенной стороны в отношениях с предпринимателями, продавцами и поставщиками услуг.

В 1989 году в СССР создалась Всесоюзная федерация потребительских обществ. Туда вошли Госстандарт, Санэпиднадзор, антимонопольный комитет, республиканские и региональные общества потребителей.

Через год создается Союз потребителей Российской Федерации, а в 1991 году появился первый законодательный акт, который должен был защищать права советских потребителей – Закон СССР «О защите прав потребителей», но он так и не вступил в силу, потому что Советский Союз распался.

В 1992 году в России приняли федеральный закон «О защите прав потребителей», в нем были закреплены потребительские права граждан, а также право на их  государственную защиту.

В 1993 году при Комитете Российской Федерации по торговле была создана Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция). Полномочия новой организации включали государственный контроль над соблюдением норм и правил торговли и общепита, порядком ценообразования, качеством и безопасностью товаров и услуг, а также недопущение на потребительский рынок некачественного товара. С 2004 года эти функции взял на себя Роспотребнадзор.

Исследования Счетной палаты РФ, проведенные 2012 году, показали, что чаще всего права потребителей нарушают торговые предприятия. Роспотребнадзором ежегодно проводятся около 150 тысяч проверок, и две трети нарушений приходятся на сферу торговли. Основным органом по защите прав потребителей в России является Союз потребителей Российской Федерации, созданный в 1990 году. НА сегодняшний день СПРФ объединил более 100 республиканских краевых, областных, городских и районных общественных объединений, которые также помогают потребителям отстаивать свои права в регионах.



НУЖНА ПОМОЩЬ?

 
Заказать консультацию

Лицензии и сертификаты

x

Обратный звонок

Имя *
Телефон *